Как научить взрослых новым навыкам?

Наука андрагогика и заповеди бизнес-тренера.

Обучать взрослых – это совсем не то, что обучать детей. И даже если взрослые порой ведут себя как дети, как правило, они не принимают всё за чистую монету.

Существует мнение, что только 5% взрослых обучаются через прослушивание обычных лекций. 10% могут научиться чему-то просто читая книги. Большинство – 85% могут научиться только через действие. Вот почему именно тренинги с активной отработкой упражнений незаменимы для выработки навыков.
Для того, чтобы обучать взрослых, была придумана целая наука – андрагогика. Выработаны специальные методики, позволяющие научить взрослого быстро и хорошо.

Канадский учёный-андрагог Дж. Кидд более полувека назад сформулировал 10 заповедей для преподавателей, обучающих взрослых и изложил их в своей книге «Как взрослые учатся»*:

1. Никогда не пытайся сделать из другого точную копию себя – одного вполне достаточно.
2. Никогда те суди потребности человека и не отказывай в их рассмотрении только из-за беспокойства, которое тот причиняет.
3. Не вини наследственность и окружение в целом: люди могут противостоять своему окружению (а возможно и побороть наследственность).
4. Никогда не отказывайся от человека как от безнадежного и не прогоняй его.
5. Пытайся помочь каждому стать, с одной стороны чутким и восприимчивым и в то же время критичным.
6. Не укради ни у кого его законной ответственности за регулирование собственного поведения и его последствий.
7. Уважай каждого, кто занят поисками знаний, будь полезным, распространяй знания и умения об учении, которые являются нашим общим наследием.
8. Не прибегай к универсальным средствам и не надейся на чудо.
9. Холь и лелей свое чувство юмора, которое может спасти тебя от потрясений, уныния и самодовольства.
10. Помни о святости и достоинстве своей профессии.

Первый шаг на пути освоения профессии обучения взрослых – это понимание отличий в обучении по сравнению с детьми. Чтобы сделать этот шаг простым и легким я подготовил специальную инфографику на эту тему.

* Цит. по: О.В. Топоркова Современные модели обучения взрослых в Великобритании // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010