РЕШЕБНИК. Ошибки в принятии решений

20 наиболее распространённых «ошибок» мозга

Первое впечатление

«Создаю образ человека при знакомстве.»

В первые секунды встречи у Вас формируется образ человека (партнера, клиента, продавца). Подсознание автоматически ищет ответы на несколько вопросов, главные из которых: «Можно ли ему доверять?» (проверка безопасности) и «Можно ли его уважать?» (проверка компетентности).

В любом случае, Ваше первое мнение о человеке будет долго влиять на принимаемые решения. Второй возможности произвести первое впечатление может не быть.

 

Эффект ореола

«Воспринимаю через ранее созданный образ.»

Общее позитивное или негативное впечатление о человеке (продукте, фирме) самопроизвольно распространяется на восприятие его отдельных сторон. Проще «навесить ярлык» и оценить объект целиком, чем анализировать и оценивать его отдельные качества.

 

Эвристика доступности

«Что вижу, то и есть.»

Склонность делать выводы на основе наиболее доступной, случайной и недостаточной информации. Как правило, мы обращаем внимание на то, что уже знакомо, а также на эмоционально окрашенные, яркие и необычные события и сведения.

 

Ошибка выжившего

«Игнорирую недоступные данные.»

Решение принимается на основе анализа одной группы (людей, продуктов, компаний), по которым есть данные. Недоступные или трудно доступные данные игнорируются.

 

Склонность к подтверждению

«Ищу подтверждение того, во что верю.»

Одобряю и ищу данные, подтверждающие мою точку зрения и отвергаю все то, что ей противоречит. Чтобы понять утверждение, человеческий мозг в него сначала верит, а потом решает разувериваться или нет*.

 

Иллюзия правды

«Верю в то, что слышал много раз.»

Утверждение воспринимается как правдивое из-за частого повторения.

 

Стереотипы

«Обобщаю.»

Устойчивые упрощенные представления о людях и явлениях. Разгружают мозг от «лишней» работы. Как и любая схема, стереотипы не отражают всей полноты картины и часто вводят Вас в заблуждение.

 

Якорение

«Завишу от исходных установок.»

При принятии решений люди склонны придавать большее значение тому, что услышали/увидели в самом начале. Вы «привязываетесь» к этой информации, даже если она не имеет прямого отношения к делу.

 

Фрейминг

«Делаю выводы в зависимости от подачи информации.»

От того, как сформулирована информация, напрямую зависит, как Вы на нее отреагируете. Из одних и тех же исходных данных Вы можете сделать противоположные выводы.

Например, Надпись на упаковке майонеза. Сравните: «67% жирности» или «33% постный». Возникновение «легкого маложирного майонеза» — ловкий маркетинговый ход.

 

Ошибки планирования

«Недооцениваю будущие проблемы.»

При планировании, как правило, недооценивается комплексность задач и выбирается наиболее оптимистичный вариант. Это приводит к значительному занижению необходимых ресурсов: временных (фиксируются наименьшие сроки реализации), финансовых (указывается минимальный бюджет), людских (думали, что справимся текущей командой, а приходится нанимать новых сотрудников).

Иллюзия контроля

«Уверен, что контролирую ситуацию.»

Люди склонны верить в то, что могут влиять на события даже в тех ситуациях, когда такое влияние объективно невозможно. Обратной стороной иллюзии является эффект утраты контроля, когда люди склонны недооценивать свои возможности там, где они могут повлиять.

 

Самоисполняющееся пророчество

«Я же говорил…»

Ошибочное мнение приводит к определенному поведению. А поведение  формирует реальность в соответствии с первоначальным ошибочным мнением.

 

Эффект общего вагона

«Покупаю, потому что другие покупают.»

Склонность соглашаться с мнением других, быть как все, делать то же самое, что делают другие. Отражает стремление людей к конформизму.

 

Сторителлинг

«Придумываю истории.»

Конструирование реальности происходит путем объединения различных объектов и идей. Это позволяет «залатать дыры» восприятия и сделать картину более достоверной, находя смысл даже там, где его нет.

 

Регрессия (возврат) к среднему

«Игнорирую возврат к средним значениям.»

Человеку свойственно искать причины даже там, где их нет. Большинство гипотез о причинно-следственных связях поверхностны и ошибочны. В действительности, изменения в поведении человека или результатах деятельности компании могут быть объяснены простым возвратом к средним значениям

 

Иллюзорная корреляция

«Вижу взаимосвязь там, где ее нет.»

Склонность видеть причинно-следственные связи там, где они отсутствуют.

 

Фундаментальная ошибка аттрибуции (приписывания)

«Недооцениваю влияние ситуации и переоцениваю индивидуальные особенности.»

Поведение других людей объясняется преимущественно их личными особенностями и установками, поскольку детали ситуации не очевидны. Своё личное поведение я склонен объяснять внешними обстоятельствами.

 

Недооценка бездействия

«Считаю, что лучше не делать.»

Склонность человека оценивать негативные действия как более плохие, чем одинаково негативное бездействие.

 

Перфекционизм

«Фанатично стремлюсь к совершенству.»

Тенденция улучшать продукт или процесс до бесконечности в ущерб конкретному результату.  Погоня за совершенством часто приводит к неврозам.

 

Слепое пятно

«Защищаю свои упрощения.»

Каждый человек считает, что менее склонен к каким либо искажениям, чем другие люди. В целом, искажения в восприятии и анализе информации, проще найти у других людей, чем у себя.

 

Подробнее: Манипуляции информацией в бизнесе / В.А. Верченко – Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 252 с. ил. — (Вершина успеха).

Манипуляции информацией в бизнесе